28 января 2017 в 11:25

Девяностые. В поисках утраченного времени.

Фото: Глеб Кузнецов

Текст: Ярослав Солонин

Внимание! Присутствует ненормативная лексика.

Ностальгия — забавная штука. На меня лично она накатывает по осени. Каким бы паршивым ни был прошлый год — я обязательно пущу сентиментальную слезу по его душу. Почва настоящего уходит из под ног, и мне ничего не остаётся, как блуждать по химерическим тропкам прошлых лет. Ба! На исходе 2014 год, и только сейчас начинают нанизываться бусинки воспоминаний о моём детстве, пришедшемся на девяностые. Если не смотреть в окно, за которым бы я узрел подмосковный лес, поглощающий шум автострады, мне чудится палисадник, задний двор и футбольное поле, куда выходило окно Воронежской хрущёвки, где прошло детство. Наваждение под стать герою Пруста.
Когда не читается, а прочие занятия валятся из рук, я пробую себя в роли искателя утраченного времени. Детство, девяностые, тысячелетие со дня Крещения Киевской Руси. Я родился. И если не лукавить подобно герою Мисимы из «Исповеди маски», я ни чёрта не помню из раннего детства, кроме видений, которые, впрочем, я мог и нафантазировать себе позже.
И уж точно я не могу, как Лев Толстой со всей уверенностью утверждать, что прыгал козлом в какой-то из прошлых жизней. У меня есть девяностые. Они грубы и хрупки, циничны и наивны. Потому и вспоминаются, поэтому и есть за что зацепиться.
Впрочем, возможно, дело в детстве. Неизбежная ностальгия и поток сентиментальных слёз, превращающихся на глазах в бусинки. Впрочем, они не так прозрачны, эти бусинки.
***
Если уж начистоту, то следует очиститься от напластований нулевых и домыслов, именуемых «опытом».
Но из этого ничего не выйдет! Девяностые врастают в мясо нулевых, они отложились подобно солям в костях сегодняшних дней. Как и нынешнее время оставляет отпечаток на условном бинокле, с помощью которого мы смотрим на то недавнее прошлое.
Девяностые с нами — куда бы мы ни отправились во времени ли, или пространстве. И умрут они вместе с нами. Никто из нас, семи-восьми-девятилетних, всерьёз не помышлял тогда, что мы когда-нибудь начнём стареть, плавно превращаясь в своих отцов и матерей. От прямого, или от противного. Если родители неумеренно пили, то мы не пьём лишь по той причине, что насмотрелись на «постоянство грязи и веселья» вдоволь. А если пьём, то соблюдаем преемственность. И наоборот.
***
Девяностые грубы и хрупки. Мы не задумывались о развале СССР, о постигшей Россию катастрофе. Советский Союз не рухнул, его признаки (или призраки) можно было отыскать в запахе чердаков и подвалов.
В велосипедах «Салют», «Минск», «Десна», на которых мы колесили по окрестностям. Мой лисапед был оснащён «дамской рамой», что, впрочем, казалось мне очень удобным, несмотря на некоторое понижение моего престижа в глазах дворовых пацанов. Впрочем, на такие пустяки вскоре переставали обращать внимание. Гораздо важнее было знать и уметь объяснить, «кто ты по жизни» и обосновать, что я — пацан. Эти псевдозековские штучки молниеносно разнесли спорами по стране, по её городам и дворам и проросли именно в детских головах. Сейчас это кажется наивным и смешным. Сейчас.
В одном из подвалов, куда мы любили лазить в поисках неведомого, я откопал однажды туго перевязанную бечёвкой кипу брошюрок а-ля «Как себя вести на случай ядерной войны», противогазы и респираторы, а также аптечку со всем необходимым для оказания первой медицинской помощи.
Эти пропахшие подвальной сыростью книжечки взбудоражили нам фантазию покруче любых приключенческих книг. Несколько месяцев ушло на обсуждение того, «как пахнет радиация».
***
От теории переходили к практике.
Насмотревшись фильмов вроде «Рембо», «Коммандос» и других, мы, как подобает мальчишкам, хватали винтовки, автоматы, винчестеры и браунинги и бежали, сломя ноги, воевать. В нелёгком бою получали свои ссадины, шишки, сбитые коленки и синяки от пластиковых пулек, коими стреляло «оружие» made in China.
Китайские «винчестеры» и «браунинги» стреляли вкривь и вкось, и ты рисковал попасть себе же в лоб. К тому же «оружие» постоянно ломалось, восстановлению не подлежало и наносило уроны семейному бюджету.
Бесконечно покупать всю эту дребедень тебе никто бы не стал, и вот, подобно сверстникам из предыдущих поколений, ты мастеришь самострелы, плюющиеся рябиной. Упоённо, высунув язык, выкручиваешь патрон из светильника в собственном подъезде, натягиваешь на него воздушный шар, или напальчник, или, наконец, пальцы от резиновых хирургических перчаток. И вот уже вы оголтело лупите друг по другу из таких «самострелов» рябиной, безнадёжно пачкая футболки с Микки-Маусами, Терминаторами и прочими рисунками, терпким соком недозревшей ягоды.
***
Меня не допустили до просмотра невзоровского «Чистилища». Слово «Чечня» произносится на каждом шагу.
Мой дядя, перешагнувший черту, отделяющую допризывной возраст от призывного. Он в принципе не горел желанием жить в казарме. А мать, сёстры и бабушки, не хотели, чтобы он умирал бессмысленно и беспощадно в каком-нибудь Грозном.
Стук в дверь. Повестки. «Его нет дома». Его, и правда, нет дома. Где-то зависает с друзьми, предаётся культу Бахуса и промискуитету. Выключенный в квартире свет. Гробовая тишина. тишина. Вздох облегчения: «Ушли».
Не забрали.
***
В соседнем дворе жила смуглая девчонка. Все её дразнили «чеченкой». Она в ответ грозила кулаком.
***
Одним из излюбленных занятий долгое время оставалось лазанье по крышам высоток, от одного вида, открывавшегося с шестнадцатого этажа, характерно покалывало в пятках, захватывало дух и кружилась голова. Мы плевали на головы прохожим. И часто попадали в цель.
Спуск и подъем по зассанным лестницам сопровождались нерукотворными приключениями и препятствиями в виде: наркоманов, сидящих на ступеньках, лютой гопоты более старшего возраста, чем мы, бомжами, бухариками, иногда зловещего вида шлюхами. Рукотворные приключения заключались в улепетывании от разъяренных жильцов, не видящих ничего смешного в том, что какие-то ребята позвонили им в звонок и убежали. А мы это называли «Днём открытых дверей». Иногда поджигали квитанции и письма в почтовых ящиках. За это иногда влетало по ушам.
Как и попадало за лазанья по крышами и многое другое.
***
Навоевавшись и налазавшись, мы переходим к вопросам взаимоотношений полов.
Паренька, что был меня постарше, звали Маратом. Однажды некая шавка сношала мою ногу, приняв её за объект страсти, а я, пылая праведным гневом, пытался её скинуть, и Марат загадочно мне подмигнул:
— А знаешь ли, Славик, что есть такая штука, и называется она «сперма»?
Невинный ещё и наивный Славик покачал головой, хотя и почувствовал подсознательно что— то знакомое в этом слове. Кажется, оно входило в лексикон взрослых, но явно не предназначалось для детских ушей.
— А это, Славик, такая штука, из которой получился ты, — сделал Марат паузу, глядя на моё озадаченное лицо, добавив, — и я. Она попала в твою маму, когда твой папа её трахал, — снова сделал паузу Марат, — впрочем и в мою из моего папы. Это у всех так.
Слово «трахать» мне тоже показалось смутно знакомым. Некие движения, сопровождаемые, как мне казалось, искрами и стонами. Я вспомнил, как однажды в школе хвалился перед товарищами, что видел «вчера вечером» по телеку «тётю с голыми сиськами».
Все заохали восхищённо и завистливо и только Илюха Чурилов скептически проронил: "А, это эротика. Хуйня, — цыркнул слюной в сторону стенгазеты, где красовался он собственной персоной то ли в качестве хулигана, то ли в качестве образцового ученика, — я смотрел на днях порнуху, так там десять баб один хуй сосали. Здоровенный такой, — совершил Илюха руками такой жест, который обычно делают рыбаки, рассказывающие о рыбе, пойманной ими.
— Так вот, продолжал Марат, — сперма попадает в твою мать, и через какое— то время появляешься ты, это ясно?
Кажется я не один слушал этого лектора в тот вечер. Армянин Гарник вставлял лирические отступления, вроде: «А я знаю, что такое «любовь по— французски», это когда, — и показал характерный жест, где указательный палец правой руки (или левой у левшей) совершает фрикции в колечке, составленном из указательного и большого пальца левой руки (правой, соответственно, у левшей). Лектор Марат отмахнулся от нашего армянского друга и продолжил:
— ... сперма есть не только у людей, но и у животных, в том числе собак, — показал он на пса, уставшего от бесполезных телодвижений и облизывавшего свой член в сторонке. Так вот, — нагнетая интригу, оглянулся он по сторонам, — если сперма... — здесь он переходит на полушёпот, — если сперма собаки, — сглотнул слюну, если сперму собаки не смыть с человека, у него, точнее у его жены, народятся щенята. Вот, — выдохнул.
Мы с Гарником стояли ошарашенные. Я побежал мыть ногу вместе с ботинком, знаток и ценитель «любви по-французски» тоже на всякий случай побежал домой что— нибудь помыть.
Такие истории, наверное, типичны для всех времён. Их можно встретить у того же Лимонова или Сорокина. Что же типично для эпохи нашего детства? На упаковках из— под гондонов красовались такие надписи как «Desire», «Неваляшка», «Durex», «Contex» и прочее. В некоторых аптечках ещё можно было отыскать резиновые изделия, произведённые при Брежневе.
***
— А знаешь, что получает тот, кто выигрывает в эти карты, — загадочно картавил мой друг Ярик и показывал мне порнографическую даму пик, найденную в палисаднике, за нашей пятиэтажкой.
— Что?
Он выдержал соответствующую моменту паузу и выпалил, ещё смачнее картавя:
— Они тр-р-р-рахаются!
И так далее, и так далее.
И снова искры, столкновения атомов проносились перед глазами, а в ушах стояли стоны счастливчиков, занимающихся неведомым мне сексом. Тогда не покидало ощущение, что трахаются только посвященные, какая— то особая каста, а простые смертные. В 16 лет меня преследовала фобия, что мне так и не доведётся «поебаться», через год она была вылечена опытным доктором и психологом по имени Оля.
***
Оля, господи, Оля!!! Если бы я знал, что мне придётся ждать тебя, избавительницу меня от целомудрия, до семнадцати лет, я бы в те же четырнадцать лет помер от тоски.
Как не исчез Советский Союз в 90-х, так и девяностые не ушли бесследно в нулевых. Вопросы секса приобретают новую остроту, поскольку сопряжены с объективными обстоятельствами.
Трахаться! Ебаться!
Вот-вот свершится, так и кажется. Голова кружится от одного взгляда на некоторых одноклассниц и на разноцветные упаковки презервативов.
В газете читаю интервью с Децлом, где он утверждает, что лишился девственности в тринадцать!
А я? Что я сделал для хип-хопа в свои годы?
Одноклассницы и не смотрят на тебя и других ребят. Нет, на кого-то с затаённым восхищением поглядывают, на особо лихих парней.
Пробуешь курить и давишься от дыма дешёвых сигарет «Альянс».
Пиво нравится больше.
Покупаешь бутылку пива и презервативы, идёшь домой, где никого нет.
Распечатываешь condoms со вкусом бананов, нюхаешь, читаешь инструкцию по применению, возбуждаешься, мастурбируешь, пьёшь пиво и на время забываешься.
Оля, Оля, где ты? Где ты, двадцатипятилетняя сучка, почему так долго я тебя ждал?
Вопросы «Ты кто по жизни» и «обоснуй, что ты пацан» приобретают новую остроту. Тебе кажется, что это самые важные вопросы. По-крайней мере, пока ты в школе.
Приходишь домой, и тебя спасает сборник с песнями группы «Кино». Ты представляешь себя героем.
В классе слушают либо русский рэп, либо зарубежную попсу. Слушатель «Кино» не попадает в категорию «рэпер», тебя объявляют скином и обещают прибить.
Драки за школой. Вернись, благословенное детство, забери меня из мира пубертатов.
Оля, я устал тебя ждать!
***
Снова начальная школа.
Постигая закон накопления первоначального капитала, ты заводишь копилку. Продаёшь ровесникам наклейки, стикерсы (в массовом порядке выпускались журналы, в основном — с супергероями, или звёздами футбола, где на каждой странице зияют окошки, куда нужно вклеить эти самые «стикерсы»), солдатиков made in USSR, которых собирал ещё твой отец, картриджи от игровой приставки. Собираешь стеклотару (тогда ещё принимали по сносной цене) и цветной металл. Как правило, долго деньги в условной «свинье-копилке» не залёживались, и спускались на ту же самую жвачку, картриджи, солдатиков Made in China самых нелепых цветов. В лучшем случае — приобретались катафоты и ниппели для велосипеда. За исчезнувших бравых советских солдатиков, можно было получить от отца, тоже неравнодушного к своему детству, как я сейчас.
Самая насущная трата, кажется — покупка нового джойстика для пиратской приставки Dendy (Sybor, Lifa). От интенсивной игры в какой-нибудь «Mortal Combat» или какую-нибудь «Contra» они быстро приходят в негодность. Разбираешь Joy stick, протираешь контакты водкой или одеколоном — иногда помогает. А иногда просишь у родителей деньги на новый.
Есть счастливые обладатели приставки "Sega Mega Drive«(1,2), но их по пальцам перечесть.
«Sony Playstation»? Таких мажоров у нас не водилось.
Мы можем часами спорить о том, кто круче — человек-летучая мышь, или человек-паук, Стивен Сигал, или Чак Норрис.
***
На рубеже тысячелетий, на смену не выдержавшим испытания временем американских супергероев, приходит фанатическая вера в бога, больше похожего на строгого отца, хотя, твой отец не был таким строгим. Катализатором выступает смерть одной из бабушек.
***
Я нещадно мастурбирую в ожидании Оли-спасительницы, которая придёт через три года. Испытываю нещадные муки совести, выучиваю кучу молитв. Ничто не помогает.
Ебаться!
Кто ты по жизни?
Нет!
Лох!!!
«Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть. Ты должен сказать «руки прочь от меня, иначе — зачем тебе быть».
Ностальгируешь ли в четырнадцать по тем временам, когда тебе было десять? Нет! Потому что тогда кажется, что всё лучшее впереди. Там ты взрослый, тебе дают, ни перед кем за пропущенные уроки отчитываться не надо.
Зима. Пьёшь крепкое пиво в тёплом подъезде, пропахшем кошками.
А как домой идти — ведь пахнуть будет. На улице холодно. Покурить? Тошнит.
Будет ли когда-нибудь лучше? Не будет. Не придёт Оля и не спасёт тебя от девственности, не насытит подобно Гудвину смелостью.
«Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя твоё...».
— Эй, ты что здесь делаешь? — из дверного проёма одной из квартир высунулось голое волосатое брюхо, вслед за ним одутловатая физиономия, — пошёл отседа быстра, шпанюга, пока пизды не получил.
Улица.
У.
Лица.
Мороз крепчал.
***
Кто я по жизни?
Пятый класс. Урок русского. Изучаем глаголы будущее время.
— Дети, — говорит строгая Наталья Артёмовна, учившая ещё моего дядю, — составьте предложение, где была бы конструкция «я буду». Например, на тему будущей профессии.
— Я буду врачом, — отвечает отличница Ксения,
— Я буду юристом, — отвечает очкастый Миша
— Я буду политиком, — подаёт голос брюзга Денис
— Я буду биз-нес-ме-ном! — отвечает Слава.
Это прозвучало очень забавно. Весь класс полёг от смеха.
Слава — это я. Невзирая на неудачи с первоначальным накоплением капитала, очень хочется стать бизнесменом.
Каждая третья или четвёртая квартира торговала водкой и самогоном. Все оголтело шифровались от соседей и опасались милиции, но никому, на самом деле, до этого дела не было. Мои родители тоже пополняли таким способом семейный бюджет. Тогда это казалось мне невероятной авантюрой, полной романтики и флёра опасности. Сейчас, по прошествии лет, понимаешь, что таковыми были будни той провинциальной России. Я собственноручно клеил этикетки с надписями «Столичная» (красненькими), «Московская» (зелёненькими), ещё, кажется была некая а-ля «красное на чёрном» с узорчиками — то ли «Посольская», то ли ещё какая.
***
За окном — дождь. Всё-таки я в Подмосковье, а не в Воронеже. 2014 год. Никакие бусинки ни на какую нитку не нанизываются. Как ни странно, сентиментальность куда-то испарилась. Я недавно прогуливался по местам детства, и остался ужасно недоволен. Разочарован.
Всё пространство двора как-будто скукожилось. А вместе с ним и люди, оставшиеся там жить. На месте футбольной площадки — уродливая безвкусная новостройка. Вид, открывающийся на палисадник из окна, неизбежно бы упирался в силикатный кирпич.
Гаражи, исписанные во времена детства такими надписями как «Nirvana», «ГрОб», «Летов»", Хой«, «Цой», «ХУЙ», «ЦСКА», «Спартак», «Долой дерьмократию», «РНЕ», «НБП». «АлисА», «Сектор газа», «Чиж и Co» и другим, убрали.
Мы бегали по этим металлическим коробкам и зной, и в стужу. Сражались с неприятелем из соседних дворов. В бурьяне валялись шприцы, закопчённые столовые ложки и жгуты. Бурьян остался, да и шприцы в нём — тоже.
Пью водку, запиваю грейпфрутовым соком. Всё не в кайф.
Жить прошлым — то ещё убожество.
Но чем жить?
Осмыслить и забыть. Или нет — отпустить.
А что ещё можно вспомнить? Маньяческий бум.
***
1994 год. Год расстрела Чикатило. В родном городе Воронеже тоже в период девяностых наблюдался «маньяческий бум». Один мужик в нашем районе поджарил на плите двенадцатилетнюю девочку, которую заманил конфеткой или ещё чем.
В близлежащей лесополосе объявился серийный насильник.
Про онанистов-эксгибционистов я и вовсе молчу. В нашем районе располагался роддом, где работала моя мама. Там от дрочащих на «что-то мелькающее в окнах» мужиков, отбоя не было. А может их возбуждал сам факт наличия такого количества беременных женщин. И тут сразу же накатывает наваждение в виде визуализации процесса оплодотворения женщины (см. выше историю с Маратом). Да и бродящий по утреннему или вечернему лесу некто без исподнего и в пальто, всегда готовый показать достойной женщине своё естество во всей красе, ставший уже классическим образом — водился в наших вовсе не девственных лесах.
В конце 90-х местные газеты писали о серийном убийце и насильнике Муханкине, именующем себя учеником Чикатило. Он ещё и поэтом оказался. Вот как. Как и полагается — получил пожизненное.
Педофилы были сплошь и рядом — то ли знамение времени, то ли просто высунули голову, почувствовав свободу и безнаказанность.
«Не бери ничего у незнакомых людей, не открывай дверь незнакомым людям, — наставляла мама, — не доставай ключи от дома при ком бы то ни было, чтобы никто не знал, что взрослые все на работе, и ты дома будешь один».
Бережёного Бог бережёт. Или Спайдермен?
***
Многие из примет времени явились наследством или выкидышем позднего СССР. Например: анекдоты про Вовочку, бесконечный цикл рифмованных страшилок про «Маленького мальчика», как там?
Маленький мальчик гpанатy нашёл.
«Чтo этo, папа?» — к oтцy пoдoшёл.
«Дёpни кoлечкo — yзнаешь и cам!» -
Папа тихoнькo в oвpаг oтпoлзал.
Маленький мальчик был не дypак:
Дёpнyл кoлечкo и бpocил в oвpаг...
Взpыв пpoгpемел, пoлетели калoши -
Мальчик в вocтopге захлoпал в ладoши.
«Старые песни о главном» как первая ласточка ностальгии по всему советскому. Сигареты «Прима» с ликами вождей.
Очереди в магазинах.
Знамения времени: бабушки, торгующие семечками в любую погоду (ныне эти бабки уже вымирающий вид), палёная водка в ларьках, сходящие с ума ветераны чеченских войн, неформалы. В нашем дворе (я там прожил до шестого класса) «ниферов» особо не наблюдалось. Если только четырнадцатилетний Вовчик, тусовавшийся с малышнёй. Он слушал Цоя и бегал «задрав штаны» на концерты «Гражданской обороны» в ДК им. 50-летия. «Русский прорыв» тогда был. Воистину, крутое событие. Очень жалею, что был мал и глуп.
***
Вспомнил про Тамагочи.
Эта японская дребедень не одного ребёнка лишила сна и не одну семью заставила раскошелиться на заведомо бесполезную хрень, судьба которой — быть выброшенной на свалку интересов совсем юного создания спустя две недели после покупки. Электронная киска (не та) или собачка, или рыбка, или ещё кто, на экране погремушки размером максимум с две спичечные коробки. Её нужно «покормить», «убрать за ней», «лечить», в общем — проявлять разного рода знаки внимания. И всё равно это хуйня рано или поздно сдыхала, а на экране появлялся холмик с крестиком. Pet sematary, блин. В конце концов, я разъебал эту чушь об стенку и вернулся в мир реальный, где меня ждали некормленные кот и пёс, неполитые растения и рыбки в аквариуме, успевшие отметать икринки к тому времени.
***
Господи, это свершилось! Отыскалась незнакомка, решившая меня совратить. Оля, Оля, как долго я тебя ждал!
Я давно завожу разговоры с незнакомыми, особенно с незнакомыми, жизнь вышла за пределы дворика, чья судьба — скукожиться и умереть.
Оля дала, но никаких таких впечатлений ты не получил. Сам факт осознания только. Но она не влила в тебя смелости. Неужели, и тут никакого Священного Грааля? Где же тогда чудеса?
В 90-х верилось в чудеса, но в особые. В первоначальное накопление капитала, что можно запросто научиться драться как Брюс Ли.
Что мама с папой никогда не разведутся.
Что всё лучшее, блядь, впереди.
Я допил водку. И ушёл оттуда прочь.
Я открыл глаза, выглянул в окно и никакого палисадника и двора детства не увидел. Может, и к лучшем.
Выйти на улицу, вдохнуть свежего. Да только такой ли уж он свежий?
Всё во всём, девяностые в тебе.
назад к списку
15 комментариев
йуйуайуайуайуайуа
Jacky Brain 30 января 2017, 14:41
Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — «возвращение на родину» и άλγος — «боль») — тоска по родине, по родному дому.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:42
Вероятно, первое письменное описание ностальгических переживаний содержится в эпопее Гомера «Одиссея». Однако сам термин изобретён швейцарским врачом Иоганном Хофером в 1688 году. Длительное время ностальгия считалась болезнью (так она трактуется и в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля). Философия, психология и социология стали интересоваться ностальгией лишь в первой половине XX века. Развивая идеи Анри Бергсона, ученик Эмиля Дюркгейма Морис Хальбвакс в 1920-е годы поставил проблему социальной обусловленности памяти и выдвинул тезис о том, что воспоминания являются не репродукцией, а реконструкцией прежнего опыта человека. Из этого следует, что воспоминания, в том числе ностальгические, не в точности воспроизводят ход прошлых событий, а включают в себя субъективные оценки и ошибки того, кто вспоминает. В этом заключается парадокс ностальгии: люди тоскуют даже по ужасным периодам прошлого.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:42
Вопрос о том, какие события лучше запоминаются: связанные с положительными или отрицательными эмоциями, — является дискуссионным. П. П. Блонский в работе «Память и мышление» пришёл к заключению, что дольше всего помнится неприятное. Большинство же других авторов пришли к противоположным выводам. Так, проведенное В. В. Нурковой исследование специфической разновидности памяти показало, что «в нейтральной ситуации жизненных воспоминаний предпочтение отдаётся позитивным событиям, что отражает индивидуальную избирательность автобиографической памяти (исключение составляют только двое из 60 человек)».
Jacky Brain 30 января 2017, 14:42
Е. В. Новиков, исследуя отношение к ностальгии в различных культурах и в истории философии, пришёл к выводу, что за некоторым исключением ностальгия в них оценивается положительно. По словам А. А. Гусейнова, «многие из великих моралистов черпали идеалы из прошлого, полагая, что там остался золотой век. Согласно их представлениям, человечество движется вспять. Основной признак деградации они усматривали в том, что люди всё больше отдают предпочтение материальным интересам перед моральными обязанностями. Они стремились остановить губительный, с их точки зрения, процесс смешения критериев».
Jacky Brain 30 января 2017, 14:42
Говоря об этическом смысле ностальгии, о её роли в принятии человеком моральных решений, Е. В. Новиков относит её к типам моральной рефлексии, однако считает, что вопреки расхожему мнению нравственные последствия ностальгии неоднозначны. Например, Карл Ясперс описал случаи убийства детей юными нянями-провинциалками, которые избавлялись от своих подопечных в надежде, что после этого смогут вернуться на родину, поскольку нянчить будет некого.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:42
В целом же, согласно Е. В. Новикову, ностальгия играет позитивную роль в жизни человека и общества: способствует утверждению идентичности «Я» человека, укрепляет связь с ранними этапами его жизни, с «корнями», формирует моральные идеалы, сохраняет моральные ценности прошлого и обеспечивает преемственность традиций, «примиряет» в общественном сознании прошлое с настоящим, стабилизирует отношения между оппонентами в споре («породнив» их между собой через общее прошлое), «ломает» коммуникативные барьеры между людьми и так далее.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:43
Ностальгия по СССР, также встречаются определения ностальгия по советскому или советская ностальгия — комплексное социальное явление в России и странах постсоветского пространства, а также в среде русскоязычных граждан дальнего зарубежья, родившихся в СССР, затрагивающее коллективную память об эпохе Советского Союза и связанных с ним деталях.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:43
Российские социологи определяют ностальгию по СССР как комплексное социальное явление, включающее в себя:

Определенную ностальгию по развитой социальной системе Советского Союза
Симпатии к советской культуре
Отношение к целям и задачам СССР как к «великим», «грандиозным» даже у противников режима.
Положительное отношение к определенным деталям советского быта — системе ГОСТ, общественного питания, и т. д.
Характерным признаком «ностальгии по советскому» исследователи называют затрагивание обширной возрастной группы, замеченной в симпатиях к СССР[2]. Тем не менее, О. В. Смолина, российский социолог, основным носителем явления называет поколение 1976—1982 годов, поколение «тридцатилетних», чье детство прошло еще до распада Советского Союза.

Уровень жизни большей части населения в первые годы после развала СССР (и последовавших за этим экономических реформ) резко ухудшился (по многим характеристикам в 1,5—2 раза — до показателей 60—70-х годов), что до сих пор вызывает негативные воспоминания среди определенных групп жителей. Очкина А.В. оценивает процент пострадавших от рыночных реформ граждан в 40%.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:44
В 1996 году впервые вышла в эфир телепередача «Старые песни о главном», лейтмотивом которой было исполнение советских песен современными поп-артистами. Передача оказалась крайне успешной и с тех пор регулярно выходила в эфир, породив ряд подражающих или похожих передач. С конца 90х в социологических опросах студентов стала появляться критика капитализма, в начале-середине 90х относительно не распространенная. Одновременно стали подвергаться сомнению тезисы о тоталитарности существовавшего в Советском Союзе строя и негативная характеристика советского общества. В 2000х, со стабилизацией экономики бывшего СССР, ностальгия по СССР вышла на новый уровень, став распространенным маркетологическим приемом — возникали столовые «по-советски», в рекламных кампаниях всячески использовалась система ГОСТ и узнаваемые стереотипы времен Советского Союза, доходящие иногда до гротеска.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:46
Частично подобное явление было распространено в местах компактного проживания эмигрантов из бывшего СССР, в частности, Брайтон-Бич. Стали возникать музеи, посвященные быту времен «длинных семидесятых» (1968-1982 гг), преимущественно — частных. Таким образом, возникло «советское ретро», апеллировавшее ко времени, "когда всё было «просто». Однако, как подчеркивают исследователи, довольно поспешно считать явление проявлением исключительно ностальгическими запросами на «советское», напротив, явление свидетельствует об идеологическом кризисе и поиске как новых, так и старых ориентиров. Характерно, что в странах бывшей Югославии наблюдается похожее явление «Югоностальгии» — ностальгии по временам единой социалистической Югославии, а на землях бывшей ГДР — «Остальгия».
Jacky Brain 30 января 2017, 14:46
На 2016 год, проблематикой «ностальгии по советскому» занимаются ряд социологов и культурологов бывшего СССР. Так, два номера общественно-научного журнала «Лабиринт» посвящены маркерам и памяти советской эпохи в современном обществе, на базе Высшей Школы Экономики в 2011 году была проведена конференция «СССР: Жизнь после смерти», при этом количество заявок превысило ожидания организаторов во много раз.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:47
Югоностальгия (сербохорв. jugonostalgija / југоносталгија) — тоска (а не ностальгия) по социалистической Югославии, по мирной жизни, часто отождествляемой с периодом правления Иосипа Броз Тито. Жизнь в СФРЮ противопоставляется современной национальной розни на Балканах.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:48
Остальгия (нем. Ostalgie, от Osten) — ностальгия по временам и культуре ГДР. Противоположным понятием является вестальгия (нем. Westalgie).
Jacky Brain 30 января 2017, 14:48
Эт всё, короче, из Википедии.
Jacky Brain 30 января 2017, 14:49

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

ТОТ, КТО МОНТИРУЕТ СНЫ | TOKAY с Мишей Хмельницким

Видео с презентации альбома группы в Воронеже 08.04.2017.

Машков, Ефремов | ПЯТИЛЕТКА

Видео с концерта в Воронеже 08.04.2017.

5БУКВ | Сергей Калугин

Лидер группы «Оргия Праведников» в новом проекте JB.